РАССЛЕДОВАНИЕ
ДЕЛО
Алексеи ИЛЮШКИН
МОРСКОЙ ФАСАД - ВИД СЗАДИ
Скоро в Финском заливе появятся земснаряды и жители западной части Васильевского острова вместо привычного морского пейзажа будут наблюдать за оживленным процессом нарождения сырой земли. Вопроеки протестам горожан, Смольный продолжает воплощать свой "амбициозный план".
НАМ ВСЕМ ПОКАЖУТ!
Концепцию развития западной
части Васильевского острова и строительства морского пассажирского терминала
правительство Петербурга одобрило хором и без лишних прений. Ее суть такова:
за два года должны Быть намыты 450 га новой земли, в итоге чего береговая линия
отодвинется на 1200 метров в глубь залива. На искусственно созданной территории
будет возведен морской вокзал с двухкилометровой причальной стенкой, способной
одновременно принять семь крупнотоннажных пассажирских судов длиной более 300
м. На этом же "новомое" будут построены супермаркеты, центры деловой
и социальной активности, жилые дома. По расчетам чиновников, морской терминал
станет ежегодно обслуживать около 2,5 миллионов человек, в результате чего городская
казна будет ежегодно тяжелеть на $80 млн.
Казалось бы, что во всём этом плохого? Ничего. Однако сотни жителей Васильевского
острова митингуют против намыва новой территории, а под протестным письмом,
адресованным президенту Путину, свои подписи поставили 3000 человек.
Авторы письма указывают, что затеянный проект - строительство крупного порта,
намыв территорий под строительство новых жилых кварталов и прокладка Западного
скоростного диаметра -"на многие годы превратит один из лучших районов
города в гигантскую строительную площадку, необратимо ухудшит экологическую
обстановку и превратит зеленый оазис в промзону". Горожане напоминают,
что "столь масштабные проекты, существенно меняющие не только "лицо"
одного из старейших районов города, но и весь "морской фасад" Петербурга,
должны стать предметом подробнейшего и гласного обсуждения, к которому необходимо
привлечь независимых специалистов и горожан".
Реакция Владимира Путина пока неведома, а вот губернатор Валентина Матвиенко
на недавнем заседании городского правительства прореагировала, дав строгое поручение
своим подчиненным: "Провести разъяснительную работу, создать архитектурный
шедевр и показать его интеллигенции и жителям острова"!
РАССМАТРИВАЛИСЬ -ДА НЕ РАССМОТРЕЛИСЬ...
Необходимость строительства
в Петербурге современного пассажирского терминала очевидна. Город не должен
встречать туристов грузовыми кранами и облупленными контейнерами. Однако утвержденная
концепция морского фасада Петербурга все же вызывает, по меньшей мере, два клочевых
вопроса Почему для стройки выбран именно Васильевский остров? И зачем одному
только морскому вокзалу 146 га, если крупнейшие порты России (к тому же не пассажирские,
а рыбные, т.е. куда более громоздкие, - например, Мурманский) вольготно чувствуют
себя на площадях в полтора раза меньших?
По мнению председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима
Соколова, выбор Васильевского острова "обусловлен его градостроительными
и навигационными характеристиками: терминал будет находиться рядом с центром
города, где сосредоточены достопримечательности, а акватория полуострова позволяет
принимать крупнотоннажные суда с осадкой более 10 метров".
Доводы хорошие, но ведь такими же преимуществами обладают и другие городские
берега: например, побережье Красносельского района, где планируется строительство
"Балтииской жемчужины", или - еще ближе - Галерная гавань. "Большой
проспект, - поясняет в этой связи один из активных противниклв смольнинского
замысла, профессор истории Евгений Анисимов - был протянут к будущему порту,
где предполагалось создать соответствующие собружения, и поэтому там сделали
Галерную гавань, что само по себе представляет историческую ценность и перспективу.
Там прекрасная акватория, заброшенные строения, которые можно восстановить.
Смысл наших возражений сводится к тому, что необходимо оживить ту портовую структуру,
которая сейчас существует,а не возводить новую. Количесвто кораблей,
которые приходят в город, довольно огрпаничено, и необходимости возводить грандиозные
портовые сооружения нет.
Имеет смысл углубить проходы к уже существуюцим причалам.
Альтернативные точки зрения о месте расположения пассажирского терминала звучат все настойчивей. Но Смопьный старается их не замечать. Правда, главный инженер, заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации СПб Виталий Зенцов заявляет категорически: "Конечно же, альтернативные решения были и рассматривались, без этого нельзя". Но на вопрос: "Какие именно места города рассматривались?", отвечает так: "Рассматривались, рассматривались. Я просто Вам говорю, что были альтернативные решения, которые рассматривались"..
По логике, вопрос о месте возведения морских ворот Петербурга должен решаться самими петербуржцами на уровне референдума и обязательно после всестороннего гласного обсуждения. Смольный думает иначе. Вся консультации с горожанами свелись к почти бесшумным "общественным, обсуждениям", на которых, по словам очевидцев, противникам строитеьства не дали открыть рта.
Поведение чиновников объяснить
несложно: проект терминала был признан одной из приоритетных составляющих
транспортной стратегии России до 2020 года и одобрен на федеральном уровне,
в том числе "самим" президентом Путиным. Но есть, вероятно, и другие,
чуть менее возвышенные резоны...
КТО ТАМ СКАЧЕТ НА ТЕМНЫХ ЛОШАДКАХ?
Официальными игроками затеи являются 000 "Управляющая компания "Морской фасад"" и 000 "Перспектива". Однако информация о том, кто же является учредителями этих компаний, смертным недоступна - ею владеют лишь смольнинские пифии. "Власти не отвечают на вопросы о том, кто стоит за этими компаниями, кто их учредители, какой у них уставный капитал. То есть не исключено, что все это довольно сомнительные структуры", - выдвигает смелое предположение еще один борец с "Морским фасадом", представитель Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик.
Скупая информация о структурах,
не дающих спокойно спать инициативному гражданину Соловейчику, выглядит так.
000 "Морской фасад Санкт-Петербурга" было учреждено в прошлом году
специально под громкий проект. 19 апреля сего года на горизонте возникла еще
одна фирма - 000 "Управляющая компания "Морской фасад"",
которая взяла а свои мозолистые руки вожжи и начала управлять "Морским
фасадом Сачкт-Петербурга" и "Перспективой". Вскоре Смольный одарил
"Перспективу" статусом "стратегический инвестор", благодаря
чему вся упряжка обрела всестороннюю чиновничью поддержку, право быстрого и
безболезненного прохождения любых инстанций, льготы по арендной плате, а главное
- право целевого получения земли. То есть, вопреки Земельному кодексу РФ, таинственной,
но, очевидно, очень радужной, в глазах Смольного, "Перспективе" не
придется переживать и тратиться на аукционах, чтобы получить в собственность
свеженамытый кусок Петербурга,
Смысл маневра проясняется полностью, если вспомнить, что сам пассажирский терминал
займет лишь 146 га, а на оставшихся 304 га вырастут гостиницы, рестораны, супермаркеты,
бизнес- и развлекательные центры, и, наконец, элитные жилые комплексы.
НЫ ПУГАЕМ,
А ИМ НЕ СТРАШНО...
Если верить официальным
речам, то уже в 2008 году комплекс будет сдан. Первый этап завершится летом
2006 года. Он предусматривает дноуглубительные работы и намыв земли. При этом
президент 000 "Управляющая компания "Морской фасад"" Шаакат
Кары-Ниязов уверяет: при намыве земли будут использованы сверхсовременные материалы:
и новейшие способы утрамбовки грунта, что позволит сразу приступить к строительству.
Второй этап, который завершится в 2008 году, предполагает возведение собственно
терминала.
О том, как скоро инвесторы приступят к освоению оставшихся 3 000 000 квадратных
метров, ничего не говорится. До сих тор неизвестна и общая стоимость затеи:
цифры колеблются в пределах от $ 500 млн. до $ 2 млрд.
Также неясно, кто возьмет на себя развитие инженерных сетей и реконструкцию
сетей водо- и электроснабжения Васильевского острова, на что потребуются более
$ 250 млн. Известно лишь то, что общий объем финансирования строительства только
самого терминала - более $ 500 млн.: из федерального бюджета будут выделены
S 200 млн., которые пойдут на акваторию и строительство подходного канала, а
за строительство причальной стенки и самого комплекса ($300 млн.) заплатят инвесторы.
В качестве бонуса за свою нежную любовь к городу инвесторы получат право освоить
территорию в 304га.
При этом намытую территорию,
возникшую из водного фонда и являющуюся федеральной со6ственностью: переведут
в категорию поселения, и она окажется в собственности Санкт-Петербурга. А затем
новая земля, застроенная ресторанами, супермаркетами, бизнесцентрами и элитным
жильем, станет частной собственностью загадочных инвесторов.
Грубо говоря, используя насущную проблему строительства пассажирского терминала
в качестве вывески, своего рода отвлекающего маневра, Смольный и таинственные
000 хотят провести массивную коммерческую застройку вновь образованной территории
города. Затейники проекта всё подсчитали: продажа квартир в элитных домах на
побережье окупит вложенные деньги.
На пресловутых общественных
слушаниях предсгавители инвесторов обещали горожанам, разбить парки, построить
новую набережную и обустроить пляж. Вероятно, все это появится, но только за
высоким забором. И когда о6итатели простого, неэлитного, василеостровского жилья
захотят позагорать и покупаться, атлеты у ворот в прибрежный рай непременно
скажут им сакраментальную фразу: "Извините, но это частная собственность".
"Мы будем требовать референдума о комплексном использовании прибрежной
зоны Финского залива в интересах горожан, а не отдаьных строительных корпорацией!
И если власть и дальше будет игнорировать общественное мнение, мы не исключаем
акций гражданского неповиновения, - пугает Владимир Соловейчик.
А чиновникам не страшно..