"МОРСКОЙ ФАСАД" УХОДИТ В ОФШОР
Проектом строительства морского пассажирского терминала, жилой и коммерческой застройки на западе Васильевского острова занимаются компании, за которыми стоят офшорные структуры. Это стало известно после того, как президент 000 "Управляющая компания "Морской фасад" Шавкат Кары-Ниязов на минувшей неделе объявил о некоторых учредителях фирм, являющихся инициаторами реализации масштабного проекта. Большая часть топ-менеджеров этих фирм до недавнего времени имела непосредственное отношение к руководству иАО "Морской порт Санкт-Петербург". Следует отметить, что наряду с частными деньгами строительные работы будут финансироваться из федерального бюджета.

Хотя владельцы офшорок так и остались в тайне, соучредителем по крайней мере одной из таких компаний является депутат Госдумы Виталий Южилин. Его компания "First Quantum" в конце 90-х консолидировала крупный пакет акций порта. Затем эти акции были переведены на компанию "Nasdor". (В прошлом году последняя продана "дочке" Новолипецкого металлургического комбината. Эксперты оценивали эту сделку в 120-160 миллионов долларов.) Аффилированному с "First Quantuni> московскому ООО "Квантум петролеум" принадлежит 80 процентов долей в ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга". С идеей строительства терминала на Васильевском острове руководство морского порта Петербурга выступило еще в 2002 году. Впрочем, сам Южилин до сих пор не афишировал свое участие в проекте. Одним из наиболее последовательных сторонников проекта в Петербурге выступает депутат ЗакСа Владимир Барканов (фракция "Родина"), Южилина считают спонсором фракции.
Предполагается, что под администрированием управляющей компании 000 "Морской фасад" займется созданием морского терминала, а развитие прилегающих территорий стане! заботой "Проектно-строителько-го агентства "Перспектива".
21 июня правительство города внесло агентство в список стратегических инвесторов наряду с "Газпромом", "Шанхайской строительной компанией", "Тойотой" и рядом других не менее уважаемых корпораций. О кипрском учредителе "Перспективы", недавно зарегистрированной в Петербурге с уставным капиталом в 10 000 рублей, стало известно из заявления депутата ЗакСа Михаила Амосова.
Уже упоминавшееся 000 "Морской фасад" зарегистрировано в январе 2004 года. Кроме "Квантум петролеум" его совладельцами являются еще одно московское 000 "Манакорп" и питерская компания "Порт-Арктур". Соучредителями последней значатся бывший капитан дальнего плавания Александр Подшивай, член Морского совета Петербурга (председателем является Валентина Матвиенко), и Михаил Евстратиков, закончивший военную карьеру в должности заместителя начальника контрразведки погранокруга.
"Управляющая компания "Морской фасад" появилась в апреле нынешнего года. Примечательно, что до ухода в офшор ее единственным учредителем числился Шавкат Кары-Ниязов. У него уже есть большой опыт руководства офшорными структурами. До переезда в Петербург он возглавлял в Москве две зарегистрированные на Кипре компании, одна из которых фигурировала в материалах, связанных с банкротством "Первого городского банка", а другая имела отношение к финансовой империи Виктора Вексельберга.
Шавкат Кары-Ниязов сообщил, что кипрские компании, ставшие учредителем группы, участвующей в "Морском фасаде", были созданы специально для реализации проектов. Но для чего было использовать столь сложную схему с регистрацией такого количества компаний, он не объяснил.
Заместитель начальника управления инвестиционных проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Кайдалов рассказал, что инициатива по разработке проекта строительства морского пассажирского терминала исходила полностью от компании. В течение года велись конкретные разработки проекта, на которые было затрачено много средств. Поэтому, когда администрация города увидела серьезность намерений, "Морскому фасаду" было предложено приступить к работе над проектом, тем более что других желающих принять участие в этом не было. Кайда-
лов также отметил, что, прежде чем объявить 000 "ПСА "Перспектива" стратегическим инвестором, была проведена тщательная проверка всей проектной документации. Как пояснил Алексей Кайдалов, у администрации Петербурга есть серьезная уверенность в том, что проект будет I реализован.
Уже сейчас начата подготовка к дноуглубительным работам, которые начнутся в конце августа -начале сентября. Из федерального бюджета на эти цели в текущем году выделяется 600 миллионов | рублей. Дноуглублением и намывом территорий будет заниматься консорциум из 6 компаний -"VAN Oord and Marin Contractors | BV", ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ЗАО "Балтдрага", ООО "Корпорация ПТПС", ЗАО "Портовый флот" и ЗАО "Балтийская дноуглубитель-
ная компания". Что касается самого пассажирского терминала, то его проект уже готов, и сейчас готовится рабочая документация. Ее разработка закончится в следующем году.
Негативный общественный резонанс, связанный с намывом новых территорий, по словам Шавката Кары-Ниязова, сильно преувеличен. По словам Алексея Кайдалова, общественные слушания по этому вопросу проводились и все желающие могли высказать свои пожелания. Ввод в строй первой очереди пускового комплекса намечен на 2008 год. К этому же времени должна быть построена и центральная часть территории, предназначенной под развитие. Окончание реализации обоих проектов намечено на 2010-2011 годы.
Мария МОКЕЙЧЕВА, Александр ГОРШКОВ

Hosted by uCoz