"МОРСКОЙ ФАСАД" УХОДИТ В ОФШОР
Проектом
строительства морского пассажирского терминала, жилой и коммерческой застройки
на западе Васильевского острова занимаются компании, за которыми стоят офшорные
структуры. Это стало известно после того, как президент 000 "Управляющая
компания "Морской фасад" Шавкат Кары-Ниязов на минувшей неделе объявил
о некоторых учредителях фирм, являющихся инициаторами реализации масштабного
проекта. Большая часть топ-менеджеров этих фирм до недавнего времени имела непосредственное
отношение к руководству иАО "Морской порт Санкт-Петербург". Следует
отметить, что наряду с частными деньгами строительные работы будут финансироваться
из федерального бюджета.
Хотя владельцы офшорок так и остались в тайне, соучредителем по крайней мере
одной из таких компаний является депутат Госдумы Виталий Южилин. Его компания
"First Quantum" в конце 90-х консолидировала крупный пакет акций порта.
Затем эти акции были переведены на компанию "Nasdor". (В прошлом году
последняя продана "дочке" Новолипецкого металлургического комбината.
Эксперты оценивали эту сделку в 120-160 миллионов долларов.) Аффилированному
с "First Quantuni> московскому ООО "Квантум петролеум" принадлежит
80 процентов долей в ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга". С идеей
строительства терминала на Васильевском острове руководство морского порта Петербурга
выступило еще в 2002 году. Впрочем, сам Южилин до сих
пор не афишировал свое участие в проекте. Одним из наиболее последовательных
сторонников проекта в Петербурге выступает депутат ЗакСа Владимир Барканов (фракция
"Родина"), Южилина считают спонсором фракции.
Предполагается, что под администрированием управляющей компании 000 "Морской
фасад" займется созданием морского терминала, а развитие прилегающих территорий
стане! заботой "Проектно-строителько-го агентства "Перспектива".
21 июня правительство города внесло агентство в список стратегических инвесторов
наряду с "Газпромом", "Шанхайской строительной компанией",
"Тойотой" и рядом других не менее уважаемых корпораций. О кипрском
учредителе "Перспективы", недавно зарегистрированной в Петербурге
с уставным капиталом в 10 000 рублей, стало известно из заявления депутата ЗакСа
Михаила Амосова.
Уже упоминавшееся 000 "Морской фасад" зарегистрировано в январе 2004
года. Кроме "Квантум петролеум" его совладельцами являются еще одно
московское 000 "Манакорп" и питерская компания "Порт-Арктур".
Соучредителями последней значатся бывший капитан дальнего плавания Александр
Подшивай, член Морского совета Петербурга (председателем является Валентина
Матвиенко), и Михаил Евстратиков, закончивший военную карьеру в должности заместителя
начальника контрразведки погранокруга.
"Управляющая компания "Морской фасад" появилась в апреле нынешнего
года. Примечательно, что до ухода в офшор ее единственным учредителем числился
Шавкат Кары-Ниязов. У него уже есть большой опыт руководства офшорными структурами.
До переезда в Петербург он возглавлял в Москве две зарегистрированные на Кипре
компании, одна из которых фигурировала в материалах, связанных с банкротством
"Первого городского банка", а другая имела отношение к финансовой
империи Виктора Вексельберга.
Шавкат Кары-Ниязов сообщил, что кипрские компании, ставшие учредителем группы,
участвующей в "Морском фасаде", были созданы специально для реализации
проектов. Но для чего было использовать столь сложную схему с регистрацией такого
количества компаний, он не объяснил.
Заместитель начальника управления инвестиционных проектов Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам Алексей Кайдалов рассказал, что инициатива по разработке
проекта строительства морского пассажирского терминала исходила полностью от
компании. В течение года велись конкретные разработки проекта, на которые было
затрачено много средств. Поэтому, когда администрация города увидела серьезность
намерений, "Морскому фасаду" было предложено приступить к работе над
проектом, тем более что других желающих принять участие в этом не было. Кайда-
лов также отметил, что, прежде чем объявить 000 "ПСА "Перспектива"
стратегическим инвестором, была проведена тщательная проверка всей проектной
документации. Как пояснил Алексей Кайдалов, у администрации Петербурга есть
серьезная уверенность в том, что проект будет I реализован.
Уже сейчас начата подготовка к дноуглубительным работам, которые начнутся в
конце августа -начале сентября. Из федерального бюджета на эти цели в текущем
году выделяется 600 миллионов | рублей. Дноуглублением и намывом территорий
будет заниматься консорциум из 6 компаний -"VAN Oord and Marin Contractors
| BV", ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ЗАО
"Балтдрага", ООО "Корпорация ПТПС", ЗАО "Портовый флот"
и ЗАО "Балтийская дноуглубитель-
ная компания". Что касается самого пассажирского терминала, то его проект
уже готов, и сейчас готовится рабочая документация. Ее разработка закончится
в следующем году.
Негативный общественный резонанс, связанный с намывом новых территорий, по словам
Шавката Кары-Ниязова, сильно преувеличен. По словам Алексея Кайдалова, общественные
слушания по этому вопросу проводились и все желающие могли высказать свои пожелания.
Ввод в строй первой очереди пускового комплекса намечен на 2008 год. К этому
же времени должна быть построена и центральная часть территории, предназначенной
под развитие. Окончание реализации обоих проектов намечено на 2010-2011 годы.
Мария МОКЕЙЧЕВА, Александр ГОРШКОВ