/текст:
Владимир Фролов
Московскому архитектору Владимиру Плоткину, руководителю ТПО "Резерв",
посчастливилось выиграть конкурс в Петербурге. По его проекту на намывном
участке в западной части Васильевского острова будет строиться Морской
вокзал.
"Основная идея создания здания Морского пассажирского вокзала заключается
в формировании крупномасштабного комплекса сооружений, достойно завершающих
морскую акваторию порта, являющихся морскими воротами Санкт-Петербурга
и ассоциирующихся с образом "Дома-окна", "Дома-панорамы"",
- говорится в пояснительной записке к проекту. Однако на лекции в институте
Про Арте Плоткин рассказал, что этот исконно петербургский "оконный"
образ пришел авторам в голову уже после создания основных формальных элементов
проекта. Другими словами, происхождением конфигурации главного здания
будущего порта мы обязаны вовсе не литературно-историческим ассоциациям,
а чему-то совсем иному. Владимир Плоткин известен тем, что можно назвать
геометрическим радикализмом. Его студия занимается в основном проектированием
крупных жилых комплексов, которые жесткими блоками четко члененных фасадов
напоминают образцы советского панельного домостроения. Плоткин любит прямые
углы, но первую премию "Золотого сечения" он получил за "бескомпромиссно"
круглый в плане дом на Звенигородской улице. Рациональность в работах
архитектора доведена до предела: бесконечная и самоповторяющаяся фасадная
сетка превращается в завораживающий оп-арт. Результаты такого "честного
проектирования" эффектны, но и пугающи.
Предложенный ТПО "Резерв" вариант питерского морского фасада
выполнен во вполне узнаваемом плоткинском стиле. Главное здание вокзала
представляет собой простую, горизонтально ориентированную прямоугольную
раму. Ее, конечно, можно назвать окном, причем, в соответствии с модернистской
традицией, окном "лежачим", но на самом деле, этот проект, как
и другие работы студии, предельно абстрактен и совершенно не стремится
рождать какие-либо ассоциации.
Если бы автор проекта был голландцем, например членом мастерской MVRDV,
он рассуждал бы следующим образом: "Я заметил, что в Петербурге много
дворов-колодцев, в частности жесткой прямоугольной геометрии. Почему бы
не поставить такой дом на бок, чтобы двор стал подобием огромного окна..."
Но от рационалиста Плот-кина вряд ли следует ожидать такого хода мысли.
Впрочем, как это часто происходит у архитектора, минимализм приобрел в
итоге метафизические черты.
Структура здания такова: внизу платформа для пассажиров, по бокам гостиничные
корпуса, а вверху огромный многофункциональный комплекс "Панорама",
где расположены рестораны, бутики и так далее. И все эти функции окружают
пустое пространство. Пустота в фокусе композиции морского фасада города
- это ли не наиболее иррациональное решение из всех возможных?
И все же в приведенной в начале объяснительной записке Плоткин подписывается
под, казалось бы, несвойственной его творчеству метафоричностью. Не кажется
ли странным, что въезд в город обозначается современным архитектором с
помощью "окна"? Раньше его символизировали ворота. В отличие
от окна, предназначенного для обзора, ворота есть знак физической проницаемости.
Как тут не вспомнить Поля Вирильо: "Фактически образ города давно
вытеснен прозрачностью". Другими словами, город уже недостижим как
реальность. Но в случае Петербурга, который с самого начала понимался
некоторыми как город призрачный, этот всеобщий, по мнению философа, кризис
урбанизма не вносит ничего кардинально нового в его восприятие. Смотреть
через высокотехнологичную раму на "живописный Петербург" - новую
туристическую Мекку, или на волнующиеся воды Финского залива; на блестящий
металл корабля или на вечно меняющееся небо - каждый выберет сам. Несколько
настораживает лишь то, что раньше центром архитектурной композиции была
четко сформулированная идея, а сейчас - открытое поле для интерпретаций.
У окна, кстати, вслед за старой доброй картиной в золоченой раме, подрастает
еще один отпрыск - монитор, и то, что он показывает, зависит исключительно
от преференций пользователя.
"Под
Ключ" no.6(40) сентябрь 2005
|
|