окно?

 

/текст: Владимир Фролов


Московскому архитектору Владимиру Плоткину, руководителю ТПО "Резерв", посчастливилось выиграть конкурс в Петербурге. По его проекту на намывном участке в западной части Васильевского острова будет строиться Морской вокзал.


"Основная идея создания здания Морского пассажирского вокзала заключается в формировании крупномасштабного комплекса сооружений, достойно завершающих морскую акваторию порта, являющихся морскими воротами Санкт-Петербурга и ассоциирующихся с образом "Дома-окна", "Дома-панорамы"", - говорится в пояснительной записке к проекту. Однако на лекции в институте Про Арте Плоткин рассказал, что этот исконно петербургский "оконный" образ пришел авторам в голову уже после создания основных формальных элементов проекта. Другими словами, происхождением конфигурации главного здания будущего порта мы обязаны вовсе не литературно-историческим ассоциациям, а чему-то совсем иному. Владимир Плоткин известен тем, что можно назвать геометрическим радикализмом. Его студия занимается в основном проектированием крупных жилых комплексов, которые жесткими блоками четко члененных фасадов напоминают образцы советского панельного домостроения. Плоткин любит прямые углы, но первую премию "Золотого сечения" он получил за "бескомпромиссно" круглый в плане дом на Звенигородской улице. Рациональность в работах архитектора доведена до предела: бесконечная и самоповторяющаяся фасадная сетка превращается в завораживающий оп-арт. Результаты такого "честного проектирования" эффектны, но и пугающи.
Предложенный ТПО "Резерв" вариант питерского морского фасада выполнен во вполне узнаваемом плоткинском стиле. Главное здание вокзала представляет собой простую, горизонтально ориентированную прямоугольную раму. Ее, конечно, можно назвать окном, причем, в соответствии с модернистской традицией, окном "лежачим", но на самом деле, этот проект, как и другие работы студии, предельно абстрактен и совершенно не стремится рождать какие-либо ассоциации.
Если бы автор проекта был голландцем, например членом мастерской MVRDV, он рассуждал бы следующим образом: "Я заметил, что в Петербурге много дворов-колодцев, в частности жесткой прямоугольной геометрии. Почему бы не поставить такой дом на бок, чтобы двор стал подобием огромного окна..." Но от рационалиста Плот-кина вряд ли следует ожидать такого хода мысли. Впрочем, как это часто происходит у архитектора, минимализм приобрел в итоге метафизические черты.
Структура здания такова: внизу платформа для пассажиров, по бокам гостиничные корпуса, а вверху огромный многофункциональный комплекс "Панорама", где расположены рестораны, бутики и так далее. И все эти функции окружают пустое пространство. Пустота в фокусе композиции морского фасада города - это ли не наиболее иррациональное решение из всех возможных?
И все же в приведенной в начале объяснительной записке Плоткин подписывается под, казалось бы, несвойственной его творчеству метафоричностью. Не кажется ли странным, что въезд в город обозначается современным архитектором с помощью "окна"? Раньше его символизировали ворота. В отличие от окна, предназначенного для обзора, ворота есть знак физической проницаемости. Как тут не вспомнить Поля Вирильо: "Фактически образ города давно вытеснен прозрачностью". Другими словами, город уже недостижим как реальность. Но в случае Петербурга, который с самого начала понимался некоторыми как город призрачный, этот всеобщий, по мнению философа, кризис урбанизма не вносит ничего кардинально нового в его восприятие. Смотреть через высокотехнологичную раму на "живописный Петербург" - новую туристическую Мекку, или на волнующиеся воды Финского залива; на блестящий металл корабля или на вечно меняющееся небо - каждый выберет сам. Несколько настораживает лишь то, что раньше центром архитектурной композиции была четко сформулированная идея, а сейчас - открытое поле для интерпретаций. У окна, кстати, вслед за старой доброй картиной в золоченой раме, подрастает еще один отпрыск - монитор, и то, что он показывает, зависит исключительно от преференций пользователя.

"Под Ключ" no.6(40) сентябрь 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz