Нью-Васюки с видом на залив
Второй год подряд питерские власти наряду с модернизацией уже существующего
морского пассажирского nopтa вне всякой логики проталкивают проект нового МПТ.
Для этого планируется осушить значительную часть акватории
Финского залива, увеличив площадь Васильевского острова на 450 гектаров.
Кроме терминала, здесь намечается построить жилые кварталы, офисы и яхт-клуб.
Ни экологическая, ни финансовая экспертизы этих объектов
не проведены, однако строительство планируют начать уже в текущем году и завершить
в 2015-м.
По замыслам проектировщиков, на новой территории будут проживать 27
тысяч человек, а работать - 38 тысяч. Для транспортной развязки предполагается
построить лет через 20 новую станцию метро
"Шкиперская" и расширить npилегаюшие улицы. Авторы проекта уверены,
что он будет реализован, и надеются в ближайшее время найти инвесторов, обладающих
достаточным объемом средств. Между тем уже сейчас ясно, что проект изначально
не решает стоящие перед городом проблемы, а лишь усугубляет их.
Зачем он нужен?
Создается впечатление, что сама идея строительства терминала родилась лишь как
дополнение к проекту строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД), который
возник в головах чиновников еще десять лет назад, в период борьбы Петербурга
за право проведения Олимпиады-2004. Тогда планировалось с помощью новой магистрали
стоимостью в 2-3 миллиарда долларов связать все олимпийские объекты. С тех пор
городские власти периодически пытаются реанимировать этот проект, однако его
непроработанность и запредельная стоимость вызывают закономерную критику специалистов.
По информации РИЛ "РосБизнесКонсалтинг", в Министерстве экономического
развития и торговли РФ заявляют, что строительство ЗСД и паромно-пассажирского
комплекса федеральным бюджетом не предусмотрено. К тому же требуется оценка
проектов западными консультативными компаниями, В свою очередь Минтранс
вообще сомневается в целесообразности Западного скоростного диаметра,
без которого проект ПМТ теряет смысл. В министерстве считают обоснованным лишь
строительство южного участка ЗСД -
от Кольцевой автодороги до Морского порта.
На атом унылом фоне терминальная эпопея выглядит абсолютной утопией. По авторитетному
мнению архитекторов, строителей и экономистов из Санкт-Петербургского регионального
отделения Российской академии архитектуры и строительных наук (РО РЛЛСН), планы
строительства МПТ не учитывают реальную транспортную ситуацию и не
отвечают необходимым технологическим и техническим требованиям. Общее собрание
петербургского РО РААСН по этому вопросу состоялось в конце 2004 года. Ученые
обозначили ряд позиций, которые, по их мнению, делают невозможной сегодня реализацию
столь масштабного проекта на намывной территории в акватории Васильевского острова.
Было девять дорог
Правительственная комиссия, созданная в свое время для рассмотрения проблем
морских пассажирских перевозок, отвергла предложение ,о намыве новых территорий.
Специалисты предложили девять вариантов размещения пассажирского терминала.
Это, например, модернизация существующего Морского вокзала - развитие вокзального
комплекса в сторону Балтийского завода, а причальных фронтов - в противоположном
направлении. Местом размещения МПТ могут быть и другие территории; " МорНИИпроект"
предлагал Купеческую гавань в Петродворцовом районе, Комитет экономики проводил
исследования, связанные с использованием Ломоносовской гавани, петербургские
туроператоры представили вариант развития Канонерского острова. Интересны также
проекты использования под терминал пятого района Большого морского порта, 30-х
причалов города Ломоносова в военной гавани, а также бухты Литке на острове
Котлин.
Однако все эти перспективные предложения были отвергнуты и чиновники
стали проталкивать идею намыва земель в западной оконечности Васильевского острова,
хотя подобное развитие его морского фасада не предусмотрено Концепцией тенерального
плана города. По-видимому, было просто необходимо
реанимировать идею ЗСД с помощью искусственной увязки с ней проекта терминала.
Но если первый проект поражал претенциозностью и дороговизной, то второй грозит
еще и масштабной экологической катастрофой.
Пусть рыбы думают
Огромное количество грунта - 17 млн. кубометров, которое строители намерены
завезти и намыть для создания искусственных территорий, неминуемо вызовет нарушения
всей экосистемы Невской губы, и так значительно пострадавшей в результате незавершенного
строительства защитной дамбы. Уже сейчас почти нет циркуляции водных потоков
между восточной и западной частями акватории. А новое строительство усилит осадочные
процессы, которые приведут к дальнейшему обмелению морских каналов и гибели
северных рукавов Невы. Многочисленные ручьи и протоки западной части Васильевского
острова сейчас несут свои воды в залив. После намыва
выходы подземных потоков забьются, следствием чего станет неминуемое повышение
уровня грунтовых вод и подтопление фундаментов строений. Будут уничтожены места
ежегодной стоянки перелетных птиц (гусей и лебедей) и нереста некоторых видов
рыб.
Совершенно не учитываются вопросы инженерного обустройства, не решены транспортные
проблемы. По расчетам проектировщиков, терминал обеспечит
до 1100 заходов судов и будет принимать до двух миллионов туристов
в год, преимущественно летом. Нетрудно подсчитать, что
только автобусы (около 250 в час), на которых пассажиров будут доставлять
от причалов в центр, полностью блокируют улицы Васильевского
острова в часы пик. Общая интенсивность движения от терминала к центру
составит более 1200 машин в час. К этому
надо добавить транспорт десятков тысяч работников МПТ и новых жителей намывныхтерриторий.
Нас ожидает подлинный транспортный коллапс,
не говоря уже о резком увеличении загазованности улиц: летом в этом районе преобладают
западные ветры, поэтому выхлопы машин, гарь и смог будут обрушиваться не только
на Васильевский остров, но и на весь центр.
Более неудачного места для строительства трудно представить. Это что-то новое
в мировой практике реализации таких эпохальных проектов. Как правило, в начале
разрабатывается инфраструктура, строятся транспортные коммуникации, проводятся
тщательные экологические и социологические экспертизы. Наши чиновники действуют
в своем обычном стиле: главное - выбить деньги, оседлать инвестиционные потоки,
а о конечном результате пусть рыбы думают.
Призрак вокзальной ямы
Хотя администрация города демонстрирует огромный оптимизм, федеральное правительство,
как уже говорилось, пока не склонно даже обещать финансирование новой утопии.
Рассчитывать на иностранные инвестиции вообще не приходится. Особенно после
того, как куда-то испарились сотни миллионов долларов английского кредита, предоставленного
под государственные гарантии акционерному обществу РАО "Высокоскоростные
магистрали". Тоже был грандиозный проект, а кончилось все огромной ямой
у Московского вокзала - ее уже много лет не могут засыпать. Общие расходы уже
превысили 450 миллионов долларов, и виновных, как обычно, нет - прокуратура
даже не пыталась найти тех, кто растащил эти деньги, которые, естественно, теперь
вынут из карманов налогоплательщиков.
На отечественный бизнес надежды тоже мало. Разумеется, в городе ощущается недостаток
свободных площадей под строительство и мощные строительные компании, особенно
московские, были бы не против приобрести новые участки на намывных территориях.
Однако следует учитывать, что, по расчетам специалистов, стоимость квадратного
метра в этом случае возрастет более чем в два раза. Кроме того, намывать и обустраивать
территорию планируется не менее десяти лет. На такой большой срок субсидировать
проект морского терминала не захочет ни одна компания.
Таким образом, питерцам угрожает если и не яма, то уж точно болото, в котором
утонут миллиарды. Уже сейчас, когда не проведена еще ни одна экспертиза проекта,
на его реализацию (сооружение морского канала) выделено 600 миллионов бюджетных
рублей. Общую сумму необходимых инвестиций на весь проект создания ПМТ пока
не знают даже проектировщики, но по прикидкам только на образование намывной
территории и ее инженерную подготовку потребуется не менее 694 миллионов долларов.
Сам терминал с морским каналом - еще 500 миллионов долларов. Строительство бизнес-центров
и жилых кварталов - еще сотни миллионов. Судя по планируемым отчислениям в бюджет
- 568 миллионов долларов, общая стоимость проекта, очевидно, превысит два миллиарда
долларов. Из этой суммы не менее половины средств должно поступить из бюджета.
То есть игры чиновников опять оплатят горожане. Власти полагают, что не встретят
организованного сопротивления планам создания очередного долгостроя. Они глубоко
ошибаются! Уже создана общественная организация
для защиты острова "ЗОВ", которая призывает всеми легальными средствами
добиваться остановки новой безумной аферы петербургских чиновников. Все честные
граждане и организации, которым небезразлична судьба Петербурга, объединятся
в этом противостоянии.