БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
Власти нашего города объявили
о начале реализации ряда масштабных проектов. Можно назвать один, который действительно
нужен городу и который, хотя и ни шатко ни валко, но реализуется. Это Кольцевая
автодорога, вернее, её восточное полукольцо. Тем более обидно, что множатся
примеры обратного свойства. Грандиозный проект скоростной железной дороги материализовался
в яму у Московского вокзала - гора родила мышь. Но тут хоть напортили немного.
А вот от эпохи большевизма нам досталась пресловутая ДАМБА, которую и закончить
не получается, и разобрать - надо десять миллиардов. Сегодня дамба усиливает
эффект наводнений и уничтожает Невскую губу, которая интенсивно зарастает и
заболачивается.
Чтобы спасти Невскую губу от окончательного превращения в зловонную клоаку,
а город - от катастрофических наводнений, необходимо срочно разбирать дамбу
и мелководье, созданное Петром I. Однако вместо этого правительство выделяет
огромные средства на поддержание сооружений дамбы и продолжение ее строительства.
Более того, возникли ещё два проекта, которые окончательно
положат конец существованию Невской губы и морского фасада Петербурга.
Это - проект Западного скоростного диаметра и проект терминала для приёма шести
океанских лайнеров на намывной территории напротив Морской набережной Васильевского
острова.
Проект пассажирского терминала включает в себя намывную территорию в 36 гектаров
и фарватер Морского канала. Подразумевается, что ЖИЖА, получаемая при прокладке
фарватера, пойдёт на возведение острова в 450 га, при этом сам терминал и строительство
фарватера обойдутся в миллиарды долларов.
Совершенно очевидно (и пример тому - яма у Московского вокзала): в один прекрасный
день деньги провалятся в "черную дыру", строительство остановится
- и мы, петербуржцы, останемся с уродливыми кучами грязи, которые когда-то назывались
дамбой, пассажирским терминалом и ЗСД.
Я упоминаю о Западном скоростном диаметре, потому что проектанты задумали эту
магистраль поместить в подводный туннель. Первоначально планировалось просто
сделать насыпь, но на общественном слушании старушки резонно заявили, что жителям
Васильевского острова совершенно не нужны шум и газы от транзитных фур. Вот
тогда и было решено проектировать ЗСД в туннеле. Проектанты, однако, старушек
"надули": дело в том, что в проекте предусмотрены две насосные станции
для откачки задымлённого воздуха, и было обещано, что воздух будет фильтроваться.
Фокус состоит в том, что отфильтровать можно твёрдые частицы, но не газ, и некоторые
ядовитые вещества могут оседать на частички копоти, так что Токсичность
отфильтрованного дыма может даже повыситься. В любом случае выхлопные
газы попадут в воздушный бассейн, а оттуда к нам в лёгкие.
Нужно отметить, что любой автомобиль выделяет МИНИМУМ токсичных газов, когда
он едет. Дело в том, что выхлопная система автомобиля разогрета на ходу до 800-900
градусов, при этой температуре все основные ядовитые составляющие выхлопа разрушаются.
Но если автомобиль стоит перед перекрёстком или в "пробке", температура
на выхлопе падает до 400 градусов - и содержание ядовитых газов возрастает в
100 раз, а у дизеля-в 1000.
Вот для чего нужен ЗСД - чтобы машины не путались по городу и не коптили у перекрёстков.
Однако встает резонный вопрос: а почему, собственно, у проектировщиков не возникает
мысль пустить ЗСД по высоким мостам? Почему нельзя строить пассажирский терминал
по варианту у Морского канала и соединить его с городскими магистралями мостами?
Кстати, на общественном слушании был задан вопрос, проработана ли проблема транспортировки
туристов от терминала к туристским объектам. Оказалось - НЕТ, а ведь шесть лайнеров
-это несколько тысяч туристов и огромное количество автобусов. Если эти автобусы
выстроить в цепочку, то хватит от терминала до Эрмитажа. Возникает мысль, что
никто не собирается реально строить терминал - устроят кучу грязи напротив набережной
и удерут с деньгами.
Если проложить трассу ЗСД по мостовым переходам на высоте 60 метров, то под
ними смогут проходить все суда в порт, ответвления нужны будут на пассажирский
терминал, в район Обводного канала, в северную часть ВО, на Петроградскую. Таким
же способом можно будет соединить Кронштадт с Горской.
Такое решение не вызовет экологической катастрофы, украсит панораму Невской
губы и будет дешевле, проще в реализации, чем фарватер за восемь миллиардов
евро.
Недавно госпожа губернатор и господин президент перерезали красную ленточку
на Вантовом мосту, улыбались - и это хорошо: красивый мост, красивая панорама,
полезное сооружение. Тогда почему очевидная нелепость проектов дамбы, ЗСД и
пассажирского терминала не очевидна в ЗакСе и в правительстве Петербурга?
До войны уже был проект уничтожения облика Петербурга -предлагалось засыпать
реки и каналы города и сделать дешёвое метро. Война помешала.
Игорь КОЛЬЦОВ