Семь раз отмерь...
Масштабные проекты в западной части Васильевского острова вызывают большую тревогу

"Санкт-Петербургский Курьер" № 10 10.03 - 16.03.2005
ЭКСПЕРТ 9
Борис ВИШНЕВСКИЙ ведущий рубрики

Мы живем у метро "Приморская", в новой части
Васильевского острова. В десяти минутах ходьбы от
нашего дома - Морская набережная, престижное и
дорогое место. Квартиры здесь покупали те, кто готов
был платить за вид из окна - на Финский залив, на.
Кронштадт и на солнце, медленно заходящее в воду за
линию горизонта.

Все это, впрочем, в ближайшие годы может кардинально
измениться. Западная часть острова - место
запланированной реализации сразу трех масштабных
проектов. Западный скоростной диаметр (ЗСД), новый
пассажирский терминал и новые жилые кварталы на
намывных территориях. После чего район Морской
набережной из прибрежного превратится в
припортовый...

ТУННЕЛЬНЫЙ "ЭФФЕКТ"

О проекте ЗСД говорят уже десятый год: еще 6 февраля
1996 года мэр города Анатолий Собчак подписал
распоряжение "О создании Западного скоростного
диаметра", где было сказано, что строительство ЗСД
является "важнейшей задачей пространственной
организации летних Олимпийских игр 2004 года".
Олимпиаду город, как известно, не получил, денег
а строительство ЗСД никто выделять не собирался
и проект казался "мертвым". Вплоть до февраля
2004 года, когда Валентина Матвиенко дала поручение
"разобраться" с целесообразностью этого
строительства. А уже в июне 2004-го городское
правительство утвердило "маршрут" ЗСД и график
реализации проекта.

Трасса должна разгрузить центр города от хронических
пробок, парализующих движение, отведя от него
транзитные потоки. Ее предполагается начать с
11-километрового Южного участка, проходящего от южной
части кольцевой автодороги до набережной реки
Екатерингофки, и далее до острова Белый.
26-километровый Северныйучасток пройдет
от Приморского проспекта до пересечения с трассой
Е-18 "Скандинавия".

По поводу обоих этих вариантов, в общем, не возникает
больших споров. Споры вызывает Центральный участок
ЗСД длиной 9 километров. Его собираются (согласно
утвержденному графику) начать строить во II квартале
2006 года.
Этот участок должен связать остров Белый с
Васильевским островом,пройти вдоль Васильевского,
Крестовского и Елагина островов и выйти к Приморскому
проспекту недалеко от парка 300-летия Петербурга.
Предполагается, что остров Белый с Васильевским
островом соединит мост, который будет заканчиваться в
районе выставки "Ленэкспо". Далее трасса ЗСД "нырнет"
в туннель и "вынырнет" из него на северо-западной
оконечности Васильевского. Дальше - эстакада, которая
и выведет поток машин в Приморский район.

Помимо финансовых проблем (пока совершенно непонятно,
на какие "шиши" строить ЗСД, поскольку федеральный
центр не горит желанием выделять необходимые для
этого 2-3 миллиарда долларов) имеют место проблемы
экологические геологические.

Экологические проблемы связаны с тем, что бурный
поток машин (по расчетам - 80 тысяч авто в сутки)
загоняется в трубу туннеля. Результат, по мнению
заместителя директора Центра экологической
безопасности РАН профессора Виктора Питулько, будет
прост: входные и выходные порталы туннеля будут
напоминать трубу ТЭЦ, только идти из этой трубы будет
не дым, а сосредоточенный и очень концентрированный
выброс выхлопных газов. Приближаться к такому туннелю
без противогаза не рекомендуется: в такой зоне
существование высших форм жизни исключается.
Пессимисты говорят, что там не выживут даже крысы.
Оптимисты полагают, что крысы как раз сумеют
приспособиться.
По поводу людей оптимизма никто не
высказывает...

Что касается геологических проблем, то, по словам
Питулько, в устье реки Смоленки расположен плывун,
аналогичный тому, который находится в районе площади
Мужества. Если проложить туннель на малой глубине,
его труба "повиснет" над плывуном, а из-под нее будет
постепенно вымываться порода. Тоннель начнет
прогибатьев, вибрироровать и все закончится такой же,
катастрофой, как на Кировско-Выборгской линии метро.
Проложить туннель на большой глубине тоже нельзя,
потому что он запланирован коротким - немногим более
трех километров. А на таких расстояниях большие
уклоны категорически противопоказаны. Остается
"отодвинуть" туннель подальше от устья реки, метров
на 250-300 в сторону моря, или построить на таком же
расстоянии эстакаду. Но этот вариант не позволяет
реализовать два других "проекта века" - строительство
терминала и намывку территорий для новых кварталов...

ИЗНАНКА "МОРСКОГО ФАСАДА"

Осенью 2004 года проект строительства терминала,
который должен расположиться между гостиницей
"Прибалтийская" и устьем реки Смоленки, обсуждался на
общественных слушаниях.

Большинство пришедших жителей проект одобрили...
впрочем, они не слишком хорошо, представляли себе,
что именно их ждет. И никто не знал, что макеты и
чертежи, представленные инвесторами - ООО "Морской
фасад", - вообще не были привязаны к существующей
застройке. Правда, инвесторы обещали благоустройство,
но сразу было ясно, что речь идет лишь о
благоустройстве береговой линии, где должна появиться
парковая зона с торговыми и развлекательными
комплексами, рассчитанными на туристов...

Спору нет: новый терминал городу нужен... вот только
во всех "прибрежных" городах мира терминалы отнесены
от жилых кварталов. Между тем легко представить себе,
что произойдет на Морской ,набережной - здесь
постоянно будут гудеть лайнеры и паромы, шуметь
торгово-развлекательная инфраструктура. Да и вблизи
набережной будет не лучше...

"Радоваться надо! Будешь жить в таком веселом месте,
- пошутил знакомый депутат ЗакСа. - Кабаки, драки,
бордели, проститутки, карманники, бурная ночная
жизнь..." Все это было бы смешно, если бы не было так
грустно: букет названных "удовольствий" неминуемо
появится в районе Морского вокзала, который будет,
согласно планам городской администрации, принимать по
пять тысяч туристов в час (!!!).

Непонятно, правда, как эти несметные толпы туристов
станут вывозить с Васильевского острова - нынешние
мосты уже сейчас не в силах вынести существующую
нагрузку. Но если терминал начнут возводить, нагрузка
только возрастет, ведь к месту строительства надо
будет подвозить материалы. Точно так же непонятно,
откуда возьмут деньги для строительства. Часть
средств, правда, обещает выделить федеральный бюджет,
а остальное? Опять кредиты под городские гарантии?

Кстати, прогнозы относительно потока туристов (и
потока денег, которые эти туристы будут готовы
оставить в Петербурге) могут не сбыться. Ведь число
гостей, желающих посещать Россию вообще и Петербург в
частности, снижается. Но не потому, что у нас не
хватает терминалов, а потому, что у нас нет
цивилизованной инфраструктуры отдыха и развлечений и,
что еще важнее, - гарантий безопасности туристов.

На все поставленные вопросы по большому счету ответов
так и не последовало. Вместо этого в феврале 2005
года провели еще одни слушания, где обсуждали намыв
450 гектаров земли к западу от Морской набережной.
Новые территории будут разбиты на два квартала. В
южном, напротив гостиницы "Прибалтийская",
планируются многоэтажные жилые дома, бизнесцентры,
торгово-развлекательные комплексы и рестораны. В
северном квартале намечена малоэтажная застройка
повышенной комфортности с искусственными каналами и
яхт-клубом.

В первую очередь планируется "намыть" участок под
новый терминал - уже в 2007 году там, согласно
заявлениям авторов проекта, должны будут швартоваться
первые туристические лайнеры. Что касается
строительства новых жилых и бизнес-кварталов, то оно
должно быть закончено только в 2015 году. Это
означает, что нынешним жителям Морской набережной
предстоит на протяжении десяти лет жить с видом на
гигантскую стройплощадку, а затем - с видом на новые
"элитные кварталы", где будет проживать около 30
тысяч человек, а работать - около 40 тысяч!

На вопрос о том, кто построит для них детские сады,
поликлиники, школы и пустит общественный транспорт,
инициаторы строительства не отвечают. Так как все
молчат, то это, видимо, должен будет взять на себя
город. Также город должен будет заняться
строительством дорог, которые свяжут новые территории
с "Большой землей". Наконец, именно на питерские
власти, по всей видимости, будет возложена и почетная
обязанность построить в районе гостиницы
"Прибалтийская"новую станцию метро...

По мнению разработчиков концепции "новых территорий",
решить транспортную проблему поможет ЗСД.
Но прокладывать скоростную 12-рядную трассу через
"элитные кварталы" невозможно - искать тех, кто
захочет купить там квартиры, придется с собаками.
Остается только "спихнуть" трассу ЗСД как можно ближе
к уже построенным домам на Морской набережной или к
тем, кто строится сейчас.

Что же, тем, кто уже купил или внес первый взнос за
квартиры в щедро рекламируемые сейчас жилые комплексы
типа "Морской каскад" (не путать с ООО, которое хочет
строить терминал), позавидовать в этом случае будет
сложно. Они-то собирались жить в экологически чистом
месте, с видом на море. Конечно, где-нибудь в
Калифорнии жители таких домов просто разорили бы
строителей своими исками, но мы-то не в Америке
живем...

И ЗСД, который должен разгрузить центр города, и
новый терминал, и новые жилые кварталы Петербургу
нужны. Вот только планировать и обсуждать все это
надо не столь поверхностно и декларативно, как это
делается сейчас. Речь-то идет о серьезнейшем
изменении облика нашего города.
Масштабы и последствия столь велики, что надо, как
говорится, семь раз отмерить и только один -
отрезать. А лучше бы отмерить не семь, а семьдесят
семь раз. Иначе, несмотря на многократно
высказываемые пожелания сделать как лучше, выйдет -
как всегда.

Hosted by uCoz